Х МОСКОВСКИЙ ПИТЧИНГ ДЕБЮТАНТОВ В НОМИНАЦИИ «ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ КИНО». ИТОГИ
20 апреля в рамках бизнес-площадки 40-го Московского международного кинофестиваля в кинотеатре «Октябрь» начался Московский Питчинг Дебютантов, организованный Молодежным центром Союза кинематографистов России при поддержке Союза кинематографистов России, Фонда президентских грантов, Национального фонда поддержки правообладателей и компании «Canon». В шорт-лист секции «Документальное кино» вошли 7 работ, отобранных из 58 заявок.
Соорганизатор документального питчинга продюсер Ангелина Голикова на открытии отметила:
«Для нас очень ценно, что мы проводим этот питчинг здесь, в «Октябре», чувствуется хорошее отношение руководства кинофестиваля, и мы очень благодарны Никите Сергеевичу Михалкову, за то, что нам выделили зал. Это значит, что организаторы понимают важность питчинга и видят результаты: фильмы, которые были сняты благодаря поддержке, оказанной на этих питчингах».

Председатель Московской организации Союза кинематографистов России Евгений Герасимов сказал, что основное направление его отделения – работа с молодежью. «Питчинг Молодежного центра быстро перерос из московского в российский. Питчинг – это красивая дорога в жизнь, и сотрудники Молодежного центра Союза кинематографистов — большие молодцы, потому что они не стоят на месте, и в хорошем смысле этого слова им всё мало».

Московский Питчинг Дебютантов входит в программу Всероссийского Питчинга Дебютантов, которых проходит в 15 регионах России – пояснил директор Молодежного центра Дмитрий Якунин: «Календарный год начался с Екатеринбурга. На Свердловской киностудии в рамках Фестиваля кино и интернет-проектов «Человек труда» был проведен питчинг. Мы уже провели питчинги в Казани и Челябинске, готовимся к проведению в Севастополе, Ставрополе, Барнауле и Архангельске. В рамках мероприятий проводятся не только сами защиты проектов, но и форсайт-сессии, круглые столы по развитию регионального кино, мастер-классы, презентации новых кинопроектов ведущих компаний, презентации технических новинок, показы короткометражного кино. Лауреаты питчингов претендуют на получение грантов в Министерстве культуры, в Фонде кино, получают гранты из региональных бюджетов, получают продюсерскую разработку, техническую поддержку, а также организационно-юридическую поддержку от Молодежного центра».

Организаторы показали аудитории трейлер «Снято-2», в который вошли кадры проектов-лауреатов предыдущих конкурсов, снятых в последние 2 года.

Модератор питчинга Олег Богатов поблагодарил экспертов, пришедших на питчинг: «Пять лет назад мы задумывали этот питчинг и очень надеялись, что это вырастет во что-то очень серьезное. Спасибо Союзу кинематографистов за поддержку, за то, что поверили в нас и сделали этот проект действительно значимым».

В жюри питчинга в номинации «Документальное кино» вошли менеджер по развитию бизнеса компании CANON Евгений Субочев, исполняющая обязанности директора департамента кинематографии Министерства культуры РФ Ольга Любимова, генеральный директор компании «ReflectionFilms» Константин Нафиков, режиссер, сценарист, продюсер, композитор Анджей Петрас, генеральный директор Международного кинофестиваля «Флаэртиана», Председатель Пермского отделения Союза кинематографистов России Павел Печенкин, продюсер игровых и документальных фильмов, Генеральный директор студии «Камер-Тон-Фильм-Русь» Анастасия Разлогова, президент Гильдии неигрового кино и телевидения Виктор Скубей, генеральный директор студии документального кино «Артвидео», Вице-президент Гильдии неигрового кино Никита Тихонов-Рау, директор международного кинофестиваля «ДОКер» Ирина Шаталова, продюсер киностудии «Остров» и руководитель направления документального кино Молодежного центра Союза кинематографистов России Ангелина Голикова, редактор дирекции документального кино «Первого канала» Ирина Молочкова, режиссер службы документальных фильмов ВГТРК и телеканала «Россия» Алена Смирнова и креативный продюсер Свердловской киностудии Татьяна Третьякова.

Первым на суд жюри был представлен проект Анастасии Алексеевой «Помогите волонтеру!». Анастасия Алексеева работала на студии Алексея Учителя исполнительным продюсером проектов, сотрудничала с компанией «Марс Медиа» и кинокомпанией «Среда». Документальный фильм-исследование, по словам Алексеевой, расскажет не только об историях людей, которые помогают другим, но и попробует найти пути развития волонтерства и добровольчества в России, понять, что необходимо предпринять государству и обществу, чтобы сохранить положительные тенденции, наметившиеся в нашей стране. Проект обращается к опыту волонтерства в СССР и зарубежных странах.

Ольга Любимова: «Я бы хотела спросить Вас о героях. В презентации говорилось много общих слов, но в рамках года волонтеров мы уже много слышали о волонтерствеи в новостях, и в интернете. Про что будет это кино? Что именно Вы хотите снять?».

Ангелина Голикова: «Кино – это визуальное искусство. Иногда мы понимаем, о чем будет фильм, но не понимаем, как он будет выглядеть. Фильмов о волонтерах достаточно много и в этом году будет еще больше».

Никита Тихонов-Рау: «Я немного разочарован. В этой теме колоссальная конкуренция. С этой темой работают все СМИ, нужно ее как-то так подать, чтоб у вас была какая-то фишка, что-то уникальное. Я такого не разглядел. Я увидел подобранные из интернета фото, склеенные в трейлер, положенные на синхрон одного спикера, снятый с двух камер. Это не та наживка, на которую рынок сейчас может как-то среагировать. Если это делать, то через какие-то «мозговыносящие» человеческие истории реальных волонтеров, которых мы сегодня на экране не увидели».

Павел Печенкин: «Я ждал эту презентация, потому что тема интересная, столько историй, столько людей. А мне показали ролик МЧС. К сожалению, все было сделано так, как не надо это делать. Я огорчен».

Следующим был проект Юлии Вишневецкой «День учителя» — фильм про двух интеллигентных молодых людей, решивших пойти в народ. Они устраиваются учителями в обычную провинциальную школу, где царят бюрократия и жесткая дисциплина. Учатся в школе дети из неблагополучных семей, дети иммигрантов, плохо владеющие русским языком, дети, которые стоят на учете в детской комнате милиции. Им неинтересно учиться. Главные герои верят, что если поговорить с этими детьми, дать им свободу, то они потянутся к знаниям. Но в реальности все оказывается сложнее. Автор определил жанр как документальная трагикомедия. В 2016 году проект уже участвовал в питчингах. Съемки начались осенью того же года в Тарусе. Главные герои – участники программы «Учитель для России» — в течение трех месяцев преподавали, велись съемки. Однако родители учеников по неясным причинам невзлюбили молодых педагогов. Начались скандальные родительские собрания, жалобы в прокуратуру. Съемочная группа очень хотела снять эту историю, но администрация школы испугалась, и пришлось вернуться к поиску новых героев и новой школы. Теперь действие фильма происходит в Балабаново.

Алена Смирнова: «Больше всего порадовал жанр трагикомедии, потому что горьких смех доходит до нас быстрее, чем некоторые серьезные фразы. Если вы рассчитываете на показ на телеканалах, вы как-то заботитесь о качестве материала?»

Виктор Скубей: «Мне очень понравился ваш проект. В нем есть подводные камни. У вас два героя, и, как вам показалось, один из них выйдет из игры. Возможно, вас ждет приятный сюрприз, так что не бросайте снимать героя. Иногда случаются такие метаморфозы, и выясняется, что на герое поставили крест и не сняли самое важное».

Третьим к защите был представлен проект Марии Мурашевой «Олени не горят». Главные герои фильма – пожарные, которые борются с огнем в лесах. Тем не менее, картина скорее не о самих пожарах, а об их ожидании, о том, чем заняты пожарные, когда ничего не горит. Герои чинят технику, получают новую форму и зашивают старую, покупают сухой паек, ловят рыбу, собирают ягоды и снова чинят технику… Постоянно на базе находится только дежурный. Потушить лесной пожар невозможно, тем более командой из восьми человек. Огню лишь можно преградить дорогу. Так что большую часть времени пожарные копают заградительную полосу, опрыскивают линию пожара. Борьба с огнем длится не одни сутки, так что лесные пожарные разбивают рядом лагерь. Они ходят на пожар как на работу и не считают себя героями. Кульминацией фильма станет пожар, снятый на камеры GoPro, которые выдадут пожарным.

Ангелина Голикова: «Скажите, вы сначала придумали тему бытового героизма или вас на эту мысль натолкнул снятый материал?»
Мария Мурашева: «Это происходило вместе, взаимосвязано. Я ехала снимать о другом, а тут герои, мысль и эта тема как-то срослись в одно».
Ангелина Голикова: «Надо понимать, что это срослось у вас, а надо сделать так, чтобы это еще срослось у зрителя. Если это мысль, привнесенная в новый материал, следите за этим очень внимательно. Это фундаментальный вопрос в кино, но пока, судя по кадрам, ваша мысль не считывается».

Никита Тихонов-Рау: «Я бы хотел обратить внимание аудитории на то, что первый проект был про волонтерство вообще, а второй и третий – про конкретных людей, и это сразу привлекает внимание. Очень интересная история. Попробуйте связаться с GreenPeace и добровольными лесными пожарными. У них фантастическая фактура, они вам помогут в регионах. Напишите мне, и я вас с ними познакомлю».

Константин Нафиков: «Я думаю, что этот проект будет очень интересен норвежцам, Архангельская область – территория приграничная. Очень советую подать заявку на питчинг в рамках фестиваля в Трамсё. Бюджет вашего проекта должен быть 50 000 евро, чтобы вас там воспринимали серьезно».

Четвертым проектом был «SOLO» Ольги Панкратовой. Это документальный цикл о шести разных стилях танца, хронометраж одной серии 26 минут. Каждая серия – фильм-портрет танцора. По словам автора, проект станет фильмом-исследованием, теоретическое погружение в стиль танца. За отсутствием экспертов, о танце будет рассказывать сам танцор. Съемки будут проходить в необычных локациях, например, в тизере молодой человек исполняет пол-дэнс на березе.

Ангелина Голикова: «Все снято красиво, но одной формы недостаточно. Кино должно быть о чем-то, нужно копнуть глубже, нужна мысль, о чем вы хотите сказать. Есть множество очень красиво снятых фильмов про танцы, как игровых, так и документальных. Если вы хотите в дальнейшем с этим фильмом выйти на международный рынок, на фестивали, необходимо глубокое содержание. Может быть даже не про теорию танца, а про его философию. Найдите сценариста, который разбирается в этой теме. Визуально мне очень нравится, хочется, чтобы в нашей стране такое кино делали».

Виктор Скубей: «Очень красиво показано, но танец и нельзя показать иначе, было бы странно, если бы у вас были вялые кадры. В начале вы говорили про новую культуру, а потом эта фраза пропала. Вам нужно определиться, о чем у вас кино. Сейчас это просто танцы. А почему такие стили подобраны?».

Алена Смирнова: «Это форма ради формы. Будьте, пожалуйста, аккуратны. У вас, видимо, талантливый оператор, вы интересно придумываете, как снимать, но содержания никакого нет. Это слишком претенциозная форма, чтобы содержание отсутствовало».

Никита Тихонов-Рау: «Про балет снято немерено: «Большой», «Вавилон», «Кислота», чего только не было. Опасно строить сюжет на монологах, потому что они все будут чуть-чуть про общее место. Я согласен с Аленой, нужно придумать, в чем фишка каждого из этих героев».

Пятый проект – «Полярная команда» Василисы Юренковой – рассказывает о семье, создавшей общественную организацию «Метелица» по реабилитации детей-инвалидов. Светлана – директор «Метелицы» — везет детей на Северный полюс на российскую станцию «Борнео», дрейфующую в Северном Ледовитом океане. Цель исследования – понять, смогут ли дети с ДЦП присоединиться к профессиональной полярной команде.

Ангелина Голикова: «У вас все так замечательно и празднично сделано, с юмором, но, я так понимаю, что в реальности все не так, как вы презентуете. Я не понимаю, как главная героиня поедет на северный полюс. Сначала их довезут на ледоколе, но потом придется идти. Куда она пойдет, если в ней 200 килограмм веса? Я боюсь, ее даже в вертолет полярники не посадят. Но дело даже не в этом. В реальности у тебя очень жесткий материал, адская семейка. Они сами больные. Больные дети, ненужные даже своим родителям, едут в экспедицию с этой грубиянкой, и при этом ты так радостно об этом рассказываешь с улыбкой! Ты будешь стебаться над этими людьми? Это такой гротеск? Или это будет социальная драма, где мы будем реветь? Потому что после того, что я увидела, люди должны плакать: у нас больными детьми занимаются не сильно здоровые люди».

Ольга Любимова: «Неправильно обсуждать героев, ты выбрала эту семью, тебе она интересна. Но нужно крепко подумать об интонации, потому что к путешествию по льдам миллион вопросов. Если дети болеют, почему бы не свозить их в Эрмитаж? У них есть концепция преодоления невероятных трудностей, но они их и так преодолевают каждый день. Если говорить о трагической форме подачи, в принципе, Северный полюс существует у них за окном. На уровне монтажа нужно подумать над этой аллегорией. Я не очень люблю закадровый текст, но через синхроны можно передать эту мысль. Однако для этого нужен качественный звук, нужна пушка, петли, чтобы не потерять какую-нибудь важную реплику ребенка. Автору нужно хорошо продумать, что он хочет сказать, что умиляет, что раздражает, что возмущает в России, в этой женщине или в проблемах инвалидов».

Шестым был представлен проект «Земля» Юлии Кушнаренко. Это картина о ненецких оленеводах. В 2012 году на полуострове Ямал был открыт Бованенковский нефтегазовый промышленный комплекс. С этого времени коренные оленеводы вынуждены пересекать эту промзону, так как это единственный путь на летние пастбища. Фильм уже снят и смонтирован. Проекту требуется финансирование звука и цветокоррекции.

Елена Молочкова: «Иногда смотришь короткий ролик и понимаешь, что кино уже есть, человек понимает, что он хочет, как хочет, понимает, насколько бережно нужно отнестись к материалу, у него очень хороший вкус. На уровне чтения сценария это было сразу понятно, и я очень рада, что это подтвердилось презентацией».

Ангелина Голикова: «Зачем такой хронометраж: 30 минут? Давайте 44 – и всем будет хорошо сразу: телевидение, фестивали. Я уверена, что у вас есть материал. Не стесняйтесь делать фильм подлиннее и отправить его за рубеж».

Константин Нафиков: «В Якутии есть свой кинорынок, думаю, если сделать хронометраж минут 50-60, сможете этот фильм у них выпустить в прокат».

Последним проектом в рамках конкурса была представлена работа Сабрины Карабаевой и Марины Седяевой «Я не умею шутить». Авторы работают над документально-анимационным фильмом – герой за кадром рассказывает историю, анимированную на экране с помощью картонных кукол. Проект является частью сериала «Что я здесь делаю» — серии фильмов-портретов жителей Екатеринбурга. Уже вышло 8 серий, которые участвовали как в документальных фестивалях, так и в анимационных. Главный герой картины «Я не умею шутить» — молодой стенд-ап комик. Ему 26 лет, у него есть чувство юмора, жена, ребенок, заикание и тяжелая форма диабета. Он хочет заниматься стенд-апом всю жизнь, но как говорит сам герой, вся жизнь – это один-два года. К тому же родные не понимают, как можно заниматься юмором всерьез.

Ирина Шаталова: «В Лейпциге проходит старейший фестиваль документального кино, там есть отдельная секция «анима док», они обожают такие истории. Туда обязательно стоит отправлять, там тоже есть питчинги, думаю, туда стоит ехать в поисках денег на полнометражную версию».

Ангелина Голикова: «С точки зрения визуальных ощущений, мне было тяжело смотреть: все мелькало очень. Я очень люблю анимацию, но может быть, сделать чуть спокойнее?».

Вне конкурса членам жюри представили еще один проект – «Реанимация» Станислава Ставинова и Андрея Тимощенко. Главный герой документальной драмы – молодой врач Алексей работает детским реаниматологом в санитарной авиации. В маленький вертолет помещаются только его друг пилот, сам реаниматолог с ассистентом и пациент. 20 минут полета в больницу Алексей сражается со смертью за жизнь ребенка в одиночку. Хронометраж проекта 50 минут.

Призы жюри распределились следующим образом:
Первое место – 50 тысяч рублей от Союза кинематографистов России – получил проект «День учителя».
— Я очень благодарна организаторам питчинга за то, что была возможность в течение этой недели подумать, порепетировать, это действительно оказалось очень важно. Вся неделя была у меня посвящена переделыванию трейлера, — призналась Юлия Вишневецкая. – Я очень благодарна жюри за то, что вы пришли и за то, что не испугались такого немного хулиганского проекта.

Павел Печенкин пригласил проекты «Реанимация», «Олени не горят» и «День учителя» на питчинг в рамках фестиваля документального кино «Флаэртиана». Свердловская киностудия поддержит проект «Земля». Лига кино предоставит проекту «SOLO» скрипт-докторинг. Также проект получил сертификат на поддержку от студии «Первое кино», от компании Canon и сертификат от компании «График Шторм» на пять смен монтажа.«Реанимация» получила сертификат на 6 месяцев на продвижение от компании «Cinepromo» в случае реализации.

Леонид Аверин, пресс-служба Союза кинематографистов России