Х МОСКОВСКИЙ ПИТЧИНГ ДЕБЮТАНТОВ В НОМИНАЦИИ «КОРОТКИЙ МЕТР». ИТОГИ
20 апреля в рамках 40-го Московского международного кинофестиваля в кинотеатре «Октябрь» прошел Московский Питчинг Дебютантов, организованный Молодежным центром Союза кинематографистов России при поддержке Союза кинематографистов России, Фонда президентских грантов, Национального фонда поддержки правообладателей и компании «Canon». В шорт-лист конкурса короткометражного кино вошли 7 работ, отобранных из 314 заявок.

В жюри питчинга в номинации «Короткометражное кино» под председательством сценариста и педагога Юрия Короткова вошли сопредседатель Правления Молодежного центра Союза кинематографистов России, продюсер, режиссер Филипп Абрютин, кинообозреватель «Российской Газеты» Сусанна Альперина, режиссер и продюсер Андрей Анненский, исполнительный директор Национального фонда поддержки правообладателей Наталья Гойденко, режиссер Марк Горобец, главный редактор видеосервиса «Start» Михаил Клочков, менеджер по развитию бизнеса департамента профессионального оборудования CANON Евгений Субочев, креативный продюсер Свердловской киностудии Татьяна Третьякова и креативный продюсер компании «Disney» (Россия) Владимир Грамматиков.
Первым на суд жюри был представлен проект Светланы Бондарь «Белая». Получасовая мистическая комедия рассказывает о молодом столичном мистике по имени Захар. Во время неудачного выхода в астралон подцепил астрального паразита и решил обратиться за помощью к ведьме Вере, ведущей отшельнический образ жизни в заповеднике у реки Белая. Захар поселяется у нее в доме, где Вера живет с дочерью Настей. Но выясняется, что Вера – шарлатанка. Однако вокруг ее дочери творятся необъяснимые вещи. У съемочной группы есть договоренность с Кавказским биосферным заповедником о проведении съемок. Авторы рассчитывают уложиться в 14 смен, бюджет около 1,4 млн рублей.

Следующим был проект Ирины Колесниковой «Нужна!». Героиня социальной короткометражки 80-летняя пенсионерка Клавдия Матвеевна жжет кнопки в лифте. Никто не подумает на пожилую женщину. Но какой замечательный повод завести разговор с нелюдимыми соседями или организовать общее собрание жильцов и поднять вопрос о смене управляющей компании! Но ее инициативы никого не интересуют, и сама она в общем-то не нужна. Жильцам такое безобразие надоедает и участковому полицейскому поступает сигнал.

Сусанна Альперина: «Когда я читала ваш сценарий, после первой фразы мне захотелось поблагодарить или вас, или вашего мастера. Но когда я дочитала, мне показалось, что в нем есть какая-то незавершенность, мне бы хотелось узнать продолжение истории. Хочется продолжить даже в рамках короткометражки».

Наталья Гойденко: «Это ваша личная история?».
Ирина Колесникова: «Это из анекдота 90-х годов, мне захотелось как-то обыграть. Хочется, чтобы пожилые люди чувствовали себя нужными».
Филипп Абрютин: «Спасибо за сценарий и хорошую презентацию, написано очень хорошо. Но мне кажется, что десятиминутный формат слишком маленький для такой истории с такими яркими интересными персонажами. Есть ли режиссер у этой истории или она открыта, свободна?»
Ирина Колесникова: «Она открыта».

Третьим к защите был представлен проект Екатерины Тодоровской «Подстава». Комедия хронометражем 7-10 минут, рассчитанная на зрителей от 20 до 45 лет. Юрий Дмитриевич – мэр города N крайне взволнован внеплановым приездом губернатора с проверкой. Он угрожает своим коллегам застрелиться и застрелить любого, кто войдет к нему в кабинет. Внезапно в кабинете появляется незнакомец в начищенных ботинках и строгом костюме. Это черт. Он предлагает сделку мэру: лукавый готов отсрочить приезд губернатора на несколько лет, взамен мэр должен отдать душу. Без колебаний, вопреки уговорам секретарши, градоначальник соглашается со всеми условиями черта. Нечистая сила достает планшет, один взмах – и услуга оказана. Осталось лишь оплатить. Но на счету нет средств – у мэра нет души и расплатиться с чертом нечем. Устав от назойливости черта, мэр вызывает охрану, которая скручивает лукавого, запихивает в багажник машины и увозит в неизвестном направлении. По подсчетам автора бюджет фильма составит 30 тыс. рублей. Среди актеров, которых режиссер хотел бы увидеть в фильме Роман Мадянов, Тимофей Трибунцеви Нонна Гришаева.

Владимир Грамматиков: «30 тысяч – нереалистично абсолютно даже со скидками на технику. Можно уложиться в два съемочных дня, но нужно чем-то привлечь актеров. Актерский состав очень хороший и он аргументирован. Слава Богу, актеры сейчас любят сниматься в коротком метре, потому что это день-два, так что, если история им интересна, они идут. Но агенты никогда не позволяют им сниматься бесплатно».

Юрий Коротков: «Я бы не советовал в последнем кадре показывать церковь. И не надо делать сильный акцент на противостоянии с системой. Это извечное противоборство черта и человека. Это гораздо выше, чем простая социалка».

Четвертым проектом был «Преподаватель» Елизаветы Киреевой. Драмеди длиной 15-20 минут рассказывает о двух друзьях. Олег преподает на факультете журналистики более десяти лет и пребывает в экзистенциальном кризисе. Понять и помочь ему может только старый приятель Лёвчик — бывший журналист, ныне безработный интернет-тролль. Взгляды на жизнь у друзей разные, но в одном они солидарны – времена нынче пошли не те, и будущее журналистики под угрозой. Олег решает, что пришла пора действовать. В качестве референса автор упомянул фильм братьев Коэн «Большой Лебовски».

Пятый проект – «Синдром» Нарека Петросяна – история о молодом человеке, который влюбляется в девушку. Но он не может просто к ней подойти и познакомиться. Все потому что у него синдром Туретта. Этот синдром связан с нервными тиками плечевой, шейной, лицевой части тела. При этом во время тика человек непроизвольно матерится. Общество таких людей не принимает, так что главный герой боится обратиться к девушке. Он пытается обращаться к ней не вербально. Жанр картины – мелодрама, хронометраж около 15 минут. Аудитория 16 – 30 лет. Съемки рассчитывается завершить в семь смен. Найдена локация в башне «Федерация» в «Москва-сити». Готов сценарий и раскадровка.

Филипп Абрютин: «Мне кажется ваш сценарий, жанр, операторские решения как-то не пересекаются. Вы заявляете жанр как мелодраму, атмосферную историю, но вы странно подобрали изобразительный ряд. Мне казалось, что картина будет легче, проще, а вы собираетесь семь смен городить такие пространства, все эти офисные помещения, башня «Федерация», создаете целый мир вокруг довольно простой истории. Странно».

Михаил Клочков: «Вы не думали над другими вариантами заболеваний главного героя?»
Нарек Петросян: «Да, думал насчет заикания, мне кажется, это не так остро будет».
Михаил Клочков: «Потому что вы выбрали такую болезнь, которая большинством зрителей будет восприниматься как анекдот, а не как серьезная история об инвалиде».

Марк Горобец: «Почему вы выбрали именно этот вид заболевания?»
Нарек Петросян: «Мне кажется он лучше всего отражает, то, чего мы боимся в самих себе. Я встречался с людьми, у которых сидром Туретта, смотрел документальные фильмы, все боязни в них самих скрыты. Главная мысль фильма в том, что мы больше, чем мы можем».

Сусанна Альперина: «Какой у вас бюджет?»
Нарек Петросян: «Мы закладываем примерно 500 тыс., большая часть уходит на технику и немного на локацию. Это без учета актеров».
Шестым был представлен проект «Старик Разбойник» Светланы Акуневич. Комедия о безобидном старике, который просто хотел отдохнуть от своей жены. Собравшись на охоту, он заходит в банк за заначкой. Управляющая банка при виде мужика с ружьем принимает того за грабителя, выполняющего ее план по ограблению своего же банка. У старика рождается собственный план.

«Последним проектом в рамках конкурса был «Экстрим» Андрея Каштанова. Проект представили автор сценария Андрей Каштанов, режиссёр Андрей Берченко и актриса Мария Митрофанова.Это история о столкновении двух миров: столицы и провинции. Заводской механик Сергей по приказу начальства везет отдыхать на природу московскую гастролершу Ольгу. По пути на пикник они становятся свидетелями жестокого убийства. Теперь смерть угрожает им самим, но Сергей, переступив через себя, с помощью хитрости убивает бандитов. Увеселительная поездка превращается в кровавый кошмар. Однако все это оказывается инсценировкой, устроенной Сергеем, чтобы развлечь столичную гостью.
Сусанна Альперина: «Вы наиболее профессионально подготовили презентацию, показали ролики».

Владимир Грамматиков: «Жанр очень сложный, и во время чтения сценария комедийность не прослеживается».
Андрей Берченко: «Комедийная составляющая в реакции героини на происходящее. Зритель будет улыбаться тому, как она реагирует на это со своим столичным снобизмом, ей не кажется это серьезным. Этот элемент иронии перерастает в нечто серьезное, засасывает нас, и потом мы выдыхаем оттого, что все это было не по правде.»

Вне конкурса членам жюри представили еще один проект – «Варвара и Сансара» Сони Росс. Это история об актрисе Варваре и ее мечте. Целый день Варвара крутится как белка в колесе, зарабатывает на разных халтурах, чтобы вечером пойти на прослушивание к культовому режиссеру Туманову. Но все идет не по плану, когда после съемок в рекламе Варвара остается с синим несмываемым гримом на лице. Вернувшись домой, чтобы привести себя в порядок, она застает своего бойфренда Котю в постели, а в ванной – голого друга Коти Мишу.
В завершение питчинга члены жюри отметили существенный рост уровня презентаций за последние пять лет. Татьяна Третьякова напомнила, что Свердловская киностудия поддерживает проекты на финальном этапе и призвала обращаться за помощью к продюсерам.

Сусанна Альперина подчеркнула важность проведения питчингов дебютантов.
Сусанна Альперина: «Читать было интересно. Говорят, что существует сценарный кризис, однако идеи есть и это очень приятно. Однако для идеальной презентации необходим видеоролик. Презентация должна быть хорошо подготовлена, надо уделять внимание бюджету, зарплатам артистов и так далее».
Наталья Гойденко считает, что питчинг растет с каждым разом, а истории становятся интереснее.

Владимир Грамматиков поделился своим ужасом от ситуации с драматургией в кинематографе.
Владимир Грамматиков: «Просто катастрофа! Компания Disney делает альманах «Счастье – это…». Мы получили 1650 идей, отобрали сценарную группу из 14 человек и столкнулись с тем, что современные драматурги не хотят заниматься человеческими отношениями, чувствами, любовь они считают старомодной, говорят о ней брезгливо. Очень претенциозные идеи, глобальные философские концепции в чудовищном невежестве. На этом питчинге, к счастью, другая ситуация. Женщины мощно входят в режиссуру, продюсирование, на операторском факультете уже половина студентов – женщины. Это очень хорошо. Есть разнообразие, вы дерзновенные, азартные. Вам повезло, что Молодежный центр оказывает такую поддержку, но помните, что к питчингу нужно готовиться. Будьте громче, ярче, смелее!».

Евгений Субочев отметил, что все проекты документалистов были с тизерами, а вот режиссеры короткометражных фильмов далеко не ко всем фильмам подготовили видеоролики.

Филипп Абрютин поблагодарил участников за презентации, а также обратил внимание на перемены за пять лет в качестве фильмов, в том числе и художественном.
Филипп Абрютин: «Я помню, как много было драматических проектов на первом питчинге. И вот на десятом мы видим яркие презентации, комедии, драмеди и прочее, и вдруг, я ловлю себя на мысли, что короткометражки становятся все более шаблонными. Куда-то авторство уходит. Хочется увидеть яркого режиссера, сценариста. Несмотря на то, что я поставил всем в ведомости высокие балы, я считаю, что только один проект здесь был авторским, с творческим поиском».

Михаил Клочков поблагодарил отборщиков питчинга.Михаил Клочков: «Это очень большая работа – выбрать лучшее. Хочу напомнить режиссерам и продюсерам, что здесь и на этом фестивале не вся публика, которая хочет увидеть и полюбить ваши фильмы. Давайте жизнь своим фильмам в интернете».

Марк Горобец: «Очень важной в питчинге является визуальная составляющая, чтобы даже люди, которые не знают, что им хотят продать, понимали, как это работает. Кино – это компиляция серьезной драматургии и визуального искусства».

Юрий Коротков: «Общий уровень достаточно высокий, но меня смущает, что даже в этой подборке сценариев и в презентациях авторы пытались показать, как они могут встроиться в кинопроцесс. Понятно, что, когда пишется сценарий полного метра, автор думает о больших деньгах, жестком продюсерском отборе, и очень трудно начать работать над тем, что интересно лично вам. Сейчас абсолютное большинство сценаристов пишут либо про спорт, либо хорроры, ориентируясь на спрос нашего проката. Короткий метр дает возможность работать в любом интересном вам жанре. Я всегда надеюсь, что я открою присланные работы и увижу что-то искрометное, что не проходит в большое кино, тем более на ТВ. В этом смысле меня не порадовали присланные работы. Люди умеют писать, но заранее старательно пристраиваются к рынку. Хотелось бы больше смелости от молодых кинематографистов в конкурсе короткого метра, желания показать себя».

Гильдия актерских агентств вручила сертификат на дрим-каст режиссеру проекта «Подстава» Екатерине Тодоровской. Компания Cinepromo, занимающаяся продвижением, наградила сертификатом проект «Экстрим». Компания Canon, поддерживающая не только московские, но и региональные питчинги, вручила сертификат проекту «Синдром» и пообещала техническую поддержку в случае, если режиссер внесет правки. Председатель жюри и руководитель сценарного факультета Академии Коммуникаций Wordshop Юрий Коротков вручил сертификаты на скидку в 75% на обучение Соне Росс и Ирине Колесниковой. Екатерина Тодоровская получила сертификат на бесплатный курс. Компания «Да Рекордс», открывшая студию звукозаписи в Доме кино, наградила сертификатом на озвучку проект «Подстава». Компания «Кинозавод» вручила сертификат на техническую поддержку проекту «Экстрим». Компания «График Шторм» наградила сертификатом на услуги по постпродакшн проект «Белая».

Главный приз – 50 тыс. рублей – был присужден проекту Екатерины Тодоровской «Подстава».

Леонид Аверин, пресс-служба Союза кинематографистов России